Перспективы медицинского туризма

НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ 27 сентября провел совместно с Минздравом России секционное заседание «Экспорт медицинских услуг в Москве: вызовы больших городов». Мероприятие прошло в рамках XVII Международного конгресса «Реабилитация и санаторно-курортное лечение 2019».

Открывая заседание, директор НИИОЗММ ДЗМ Елена Аксенова отметила, что конгресс – в числе первых площадок для обсуждения развития экспорта медицинских услуг:

«На таких экспертных площадках мы будем обсуждать проблемные вопросы и вызовы, которые стоят перед системой здравоохранения не только в Москве, но и во всех больших городах. По поручению Правительства Москвы мы реализуем этот проект в столице».

Сомодератор секции, председатель попечительского совета «Лиги пациентов», сопредседатель Союза потребителей РФ Владимир Слепак добавил:

«Как врачи, так и пациенты должны находить лучшие варианты оказания медицинской помощи. Нам предстоит создать сбалансированный механизм, в котором будет много участников и который должен быть направлен на реализацию главной задачи – повышение качества жизни».

Важно, что проект по развитию медицинского туризма не мешает реализации национального проекта здравоохранения. Для лечения иностранных граждан будут использованы незагруженные мощности клиник, и проект не будет ущемлять возможности россиян, отметил Андрей Гайдеров, заместитель директора Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава России:

«Российские врачи обладают высокой квалификацией, у нас высокое качество медицинских услуг. Самым выгодным преимуществом являются цены, которые гораздо ниже стоимости аналогичных услуг, предоставляемых в европейских и азиатских клиниках. Естественно, для реализации проекта мы не планируем строить отдельные кластеры. Нужно использовать текущую инфраструктуру, дозагрузить ее и использовать региональные особенности. На базе учреждений Минздрава России создан координирующий центр, с которым сотрудничает НИИОЗММ ДЗМ по специальному соглашению. Мы думаем, что это сотрудничество принесет свои плоды.

Чтобы объективно оценивать потенциал всех субъектов Российской Федерации, создан информационный портал для мониторинга asmms.mednet.ru и сайт russiamedtravel.ru, который собирает текущие, пока административные данные. Основная проблема – это недостаточная информированность нашего потенциального потребителя о тех возможностях, которые мы можем ему предоставить. Фактически у нас нет бренда российской медицины. Пока это не существующее понятие. Проект принесет инвестиционные деньги, которые могут быть вложены в инфраструктуру и в обучение врачей. Мы должны сформировать «витрину» того, что продаем. Координирующий центр запускает специальную рекламную компанию, которая будет включать в себя продвижение бреда российской медицины через телеканалы, социальные медиа, через демонстрацию материалов и соответствующих публикаций в различных изданиях, в том числе в изданиях аэропортов и РЖД».

Чтобы проект развивался и нормально функционировал, необходимо обеспечить его методическое, юридическое и профессиональное сопровождение. Этим вопросом и заняты эксперты в настоящее время, рассказал президент Национального совета медицинского туризма Евгений Чернышов:

«Часто задают вопрос, что необходимо региону для того, чтобы быть успешными на рынке медицинского туризма. Три самых популярных ответа: средства на продвижение, специализированная медицинская виза, англоговорящий средний персонал (подразумевается, что врачи уже владеют иностранным языком). Список можно продолжать.

Нами разрабатывается модель развития стратегии для регионов, состоящая из семи шагов. Первое: формирование карты зарубежных городов-доноров. Второе – оценка разрывов в медицинской помощи. Медицинский туризм не рождается на пустом месте. Он возникает на разнице в стоимости, методов лечения и технологий, а также на разнице в законодательстве. Например, в Китае запрещены репродуктивные технологии, которые возможны в России. Третий шаг: установить приоритеты. Нужно оценить, не мешает ли развитие медицинского туризма в каждом конкретном регионе реализации национального проекта. Четвертый шаг – подбор медицинских организаций под те самые нозологии, которые востребованы в локациях-донорах. На пятом этапе нужно оценить экспортные возможности клиники, шестой шаг – оценить готовность клиники к работе с иностранными пациентами по 12 параметрам. И последнее – продвижение услуг по различным каналам».

Елена Аксенова согласилась, что продвижение медицинских услуг действительно важно. Пока информационное поле только формируется, нужно договориться о понятиях и правилах игры, сформировать пул участников. Не все медицинские организации понимают, что нужно включаться в процесс развития медицинского туризма, потому что не знают, как это отразится на их основной деятельности.

На секции говорили о тенденциях в сфере здравоохранения (например, о том, что российские пациенты перестали стремиться на лечение за рубеж и предпочитают пользоваться услугами отечественных докторов), об обмене опытом (Тюменская область как лидер на рынке медицинского туризма заявила о готовности рассказать, как привлекать иностранных пациентов), о необходимости страхования профессиональных рисков и других вопросах, окружающих тематику медтуризма.

Автор: Евгения Воробьева

Поделиться: